С 11 августа 2007 г. существенно изменилось законодательство, устанавливающее административную ответственность за выезд на встречную полосу.
Ст. 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнилась частью четвертой, гласящей, что выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев
.
Какие же случаи предусмотрены ч. 3 статьи и в каких ситуациях можно избежать лишения водительских прав при выезде на встречку?
К ним отнесены случаи выезда в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенного с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия. При этом все они наказываются штрафом в размере от одной до полутора тысяч рублей.
Ужесточение ответственности породило огромное количество спорных случаев.
Лишь только в середине марта текущего 2008 года ГИБДД дало официальные разъяснения по правоприменению указанных статей КоАП РФ (ознакомиться с ними можно в выпуске Российской Газеты от 18 марта 2008 г.).
Среди шести разобранных ситуаций лишь две по мнению руководства Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД влекут лишение права управления транспортным средством.
- Первая — это обгон по встречной полосе.
- Вторая — поворот налево, сопряженный с началом маневра до прерывистой линии. Стремление успеть проскочить под стрелку, не доехав метр–другой до разрыва в сплошной влечет лишение прав, как говорится, без вариантов.
Все остальные ситуации оставляют шанс отделаться штрафом.
Тем не менее, несмотря на указанные разъяснения, ситуация для водителя продолжает оставаться непростой.
Во-первых, рядовые правоприменители (инспекторы, мировые судьи, к которым попадают дела по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ) не спешат внимать данным разъяснениям, и наказывают водителей, что называется, по полной.
Во–вторых, появление разъяснений само по себе не устранило многих пробелов.
В частности, как правильно квалифицировать движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения. В разъяснениях по поводу дороги с односторонним движением не сказано ни слова.
На этот счет существует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, абз. 3 п. 12 которого устанавливает, что нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 “Въезд запрещен”, повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.
Проблема только в том, что указанное Постановление Пленума ВС РФ появилось до внесения изменений в административное законодательство, что трактуется судьями как возможность его игнорирования.
Однако если обратиться к Правилам дорожного движения, то согласно им стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева.
Следовательно, понятие полосы встречного движения неприменимо к дорогам с односторонним движением.
Если рассмотреть частную ситуацию, связанную с правомерным первоначальным движением по дороге с односторонним движением, и последующим разворотом, повлекшим движение во встречном направлении по данной дороге, то на сей счет в аналогичном случае с дорогой с двусторонним движением в упомянутых разъяснениях сказано следующее.
Если водитель развернулся через сплошную, то он “совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом”. Именно так считает заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин, не последний человек в ГИБДД, между прочим.
Так что же мешает проявить хоть какую-то объективность к водителю, нарушившему ПДД при схожих обстоятельствах, а не трактовать нарушение как удобнее, выгоднее и т.д.?
Напоследок приходится констатировать, что разобраться во всех хитросплетениях изменений законодательства об административных правонарушениях без квалифицированного адвоката для водителя–обывателя затруднительно, для чего рекомендуется воспользоваться юридической помощью хотя бы с момента посещения группы разбора в ГИБДД, не позднее.
Кузнецов Евгений Алексеевич |
У вас есть свое мнение, вопрос или вам нужен совет адвоката по теме этой публикации?
Напишите в комментариях!
Изложите кратко обстоятельства, в связи с которыми хотите получить совет адвоката, и задайте свой вопрос.
Записаться на консультацию ›› Получить консультацию по e-mail ››Просим учесть, что полноценной консультации с подробным разъяснением всех возможных путей решения проблемы вы таким образом получить не сможете, т.к. для ее подготовки требуется время, необходимое для соотнесения той или иной ситуации с нормами действующего законодательства, ее регулирующей, а адвокат достаточно занят, чтобы отвечать на все поступающие вопросы в том объеме, в котором бы хотелось обратившемуся.
Обратите также внимание на то, что ответы на вопросы Евгений Алексеевич дает по своему усмотрению, и направлены они на информирование в общем виде, как поступить в той или иной ситуации. Детальное изучение сложных по своему содержанию ситуаций в этом формате невозможно.
А для того, чтобы гарантировано получить подробный мотивированный ответ на все свои вопросы с детальным изучением обстоятельств вашего дела/ситуации воспользуйтесь полноценной консультацией адвоката.