Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Однако, как выясняется при анализе правоприменительной практики, не все так просто с точки зрения единства оснований приобретения гражданства.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62–ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В указанный период действовал Закон РФ от 28.11.1991 г. № 1948–1 «О гражданстве Российской Федерации», согласно ч. 1 ст. 13 которого гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации
.
В силу изложенного гражданами Российской Федерации на сегодняшний момент являются достаточное большое количество лиц, которые проживали на указанный период времени на территории РСФСР, давно получили современные российские паспорта.
Вот только какая территория на тот момент являлась территорией РСФСР?
Изучая по обращению ряда граждан их проблему, связанную с незаконными действиями территориальных органов ФМС при обращениях граждан по вопросам замены российских паспортов в тех случаях, когда это установлено законом, удалось выяснить, в чем причина придирок сотрудников указанных органов к уроженцам славного города-героя Севастополя.
Севастополь в качестве главной базы Черноморского флота СССР представлял собой обособленную административную и территориальную единицу. Для него был установлен специальный правовой режим, касающийся, в частности, проживания и деятельности его жителей, порядка въезда и выезда и других вопросов. Положение Севастополя как города военно-морской базы союзного подчинения, имеющего специальный правовой режим, вытекало из его значения для организации обороны и обеспечения государственной безопасности всей страны, что Конституцией СССР было отнесено к ведению высших органов государственной власти бывшего Союза ССР.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г. № 761/2 «О выделении города Севастополь в самостоятельный административно-хозяйственный центр» был закреплен особый правовой статус города Севастополь. Принятие данного Указа, касающегося административно-хозяйственных изменений внутри республик, не выходило за пределы полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР, определенные Конституцией РСФСР 1937 г.
Так, из Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г. об отнесении Севастополя к категории городов республиканского подчинения следует, что г. Севастополь был действительно выведен из подчинения Крымской области. Однако отнесение г. Севастополя к категории городов республиканского подчинения в Конституции РСФСР в 1948 г. зафиксировано не было, так как Конституция РСФСР не содержит перечня городов республиканского подчинения.
С этого времени в Крыму существовали две административные единицы с особым хозяйственно–правовым статусом: Крымская область и город Севастополь. Вместе с тем наряду с оформленным юридически республиканским статусом продолжало существовать и играть определяющую роль союзное подчинение города, вытекающее из функционально–целевого назначения города — главной базы Черноморского Флота. Согласно Конституции СССР 1936 г., Конституции РСФСР 1937 г. (вопросы обороны в конституциях союзных республик не отражались, так как по союзному договору 1924 г. это относилось к компетенции СССР) все военные дела, а для Севастополя как для военно-морской базы эта функция была главной, относились к компетенции СССР с соответствующим подчинением Наркомату Обороны в г. Москве.
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. по данному вопросу не содержат упоминания о Севастополе, что подтверждает особый правовой статус Севастополя как города, не входящего в состав Крымской области.
Вместе с тем, цепочка указанных нормативно-правовых актов о передаче Крымской области Украине незаконна по следующим основаниям:
- Президиум ЦК КПСС не имел права передавать территории одной республики другой.
- Конституция РСФСР 1937 года не называет в числе полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР право решать вопросы территориальной целостности РСФСР.
- Вообще никакие органы государственной власти РСФСР не были наделены правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на ее изменение.
Единственным способом получения согласия РСФСР на изменение ее территории был бы референдум. И пункт «в» статьи 33 Конституции РСФСР 1937 г. наделял Президиум Верховного Совета РСФСР правом проводить всенародный опрос (референдум). В 1954 году этого сделано не было: референдум, учитывающий мнение жителей Крыма, при передаче не проводился.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года в последующее время после его принятия не был ни изменен, ни отменен. Юридически он сохраняет свое значение до настоящего времени. РФ как продолжатель территориальных прав РСФСР вправе осуществлять свой суверенитет в отношении г. Севастополя. Таким образом, все односторонние акты Украины об объявлении г. Севастополя под украинской юрисдикцией не могут быть признаны правомерными, так как они не согласованы с Россией, а акты 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР не имеют юридической силы с момента их принятия.
К сказанному следует добавить, что уже в 90-х гг. российский федеральный статус города Севастополя подтвердил Верховный Совет РФ в своем постановлении от 09.07.1993 г. № 5359–1.
В силу сказанного получение гражданами, постоянно проживавшими по состоянию на день вступления советского Закона о гражданстве на территории города Севастополя, вкладыша о принадлежности к российскому гражданству в советский паспорт, а впоследствии и полноценного российского паспорта правомерно в связи с вышеизложенным.
А что касается причины действий сотрудников ОУФМС, то связана она с их неграмотностью, поскольку обстоятельства, связанные с правомерностью либо неправомерностью действий граждан при получении российских паспортов должны были выясняться сотрудниками ОУФМС в тот момент, в связи с чем все их претензии на сегодняшний день не основаны на законе.
Кузнецов Евгений Алексеевич |
У вас есть свое мнение, вопрос или вам нужен совет адвоката по теме этой публикации?
Напишите в комментариях!
Изложите кратко обстоятельства, в связи с которыми хотите получить совет адвоката, и задайте свой вопрос.
Записаться на консультацию ›› Получить консультацию по e-mail ››Просим учесть, что полноценной консультации с подробным разъяснением всех возможных путей решения проблемы вы таким образом получить не сможете, т.к. для ее подготовки требуется время, необходимое для соотнесения той или иной ситуации с нормами действующего законодательства, ее регулирующей, а адвокат достаточно занят, чтобы отвечать на все поступающие вопросы в том объеме, в котором бы хотелось обратившемуся.
Обратите также внимание на то, что ответы на вопросы Евгений Алексеевич дает по своему усмотрению, и направлены они на информирование в общем виде, как поступить в той или иной ситуации. Детальное изучение сложных по своему содержанию ситуаций в этом формате невозможно.
А для того, чтобы гарантировано получить подробный мотивированный ответ на все свои вопросы с детальным изучением обстоятельств вашего дела/ситуации воспользуйтесь полноценной консультацией адвоката.