Правовое регулирование возвращения детей, вывезенных за пределы РФ, основано на нормах Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (далее также – Конвенции), заключенной в Гааге 25.10.1980 г.
РФ присоединилась к указанной Конвенции 01.10.2011 г.
Однако для применения ее норм к конкретным случаям похищения детей одного этого факта недостаточно.
В силу п. 4 ст. 38 Конвенции присоединение к ней будет иметь силу только в отношениях между присоединившимся государством и теми государствами, которые заявят о своем признании присоединения. Такое заявление должно быть также сделано государством-участником, ратифицирующим, принимающим или утверждающим Конвенцию после присоединения.
Соответственно, в каждом отдельно взятом случае необходимо выяснять, признало ли государство, куда вывезен ребенок, присоединение РФ к Конвенции.
Актуализированный список государств-участников, признавших присоединение РФ, находится на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву.
Какие же возможности дают нормы Конвенции тому родителю, который оказался разлучен с ребенком?
В силу ст. 6 Конвенции государство-участник назначает Центральный орган для выполнения обязанностей, предусмотренных нормами Конвенции.
В России таким органом согласно постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1097 выступает Министерство просвещения РФ.
Ст. 8 Конвенции закрепляет право родителя, который разлучен с ребенком, заявить о том, что ребенок перемещен в нарушение его родительских прав как в Центральный уполномоченный орган по месту постоянного проживания ребенка, так и в Центральный орган государства-участника Конвенции, куда был вывезен ребенок, за содействием в обеспечении возвращения ребенка.
Среди полномочий Центрального органа названа возможность инициировать или способствовать возбуждению судебных или административных процедур для того, чтобы добиться возвращения ребенка, и при необходимости проводить мероприятия по организации или обеспечению эффективного осуществления прав доступа.
Однако на практике обращение с заявлением в вышеуказанное министерство вовсе не означает, что следует рассчитывать на немедленное возвращение детей в Россию.
В Конвенции имеется другая норма, а именно: ст. 15, в соответствии с которой судебные или административные органы государства-участника Конвенции до выдачи предписания о возвращении ребенка могут потребовать, чтобы заявитель получил от органов государства постоянного проживания ребенка решение или определение, подтверждающее, что перемещение или удержание ребенка было незаконным в соответствии со ст. 3 Конвенции, если такое решение или определение может быть получено в этом государстве. Центральные органы Договаривающихся государств по мере возможности обязаны содействовать заявителям в получении такого решения или определения.
Таким образом, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Процитированную норму следует понимать так, что целесообразно обратиться в российский суд с иском, в котором заявить требования о незаконности перемещения и удержания детей в другой стране.
С обращением в порядке Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей нельзя затягивать, поскольку в ее ст. 12 имеется следующая норма: «если ребенок незаконно перемещен или удерживается в соответствии со статьей 3 и на момент начала процедур в судебном или административном органе Договаривающегося государства, в котором находится ребенок, со дня незаконного перемещения или удержания ребенка прошло менее одного года, этот орган обязан предписать немедленно возвратить ребенка».
В переводе на понятный язык это означает, что, пока дети прожили в другом государстве менее одного года, шансы на их возврат в Россию весьма велики.
Под незаконностью перемещения или удержания ребенка Конвенция понимает соответствующие действия, если они:
- - осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое-либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания; и
- - во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись, совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание
Каково отличие перемещения от удержания?
Перемещение имеет место тогда, когда ребенок был вывезен из государства своего постоянного проживания. Соответственно, датой перемещения является дата пересечения ребенком границы этого государства.
Удержание ребенка представляет собой ситуацию, когда родитель, чей ребенок был вывезен из страны на законном основании, не получил ребенка обратно. При этом, как правило, удержание – это не продолжающееся действие, а единичный акт, обычно совершаемый в день, когда родитель должен был получить своего ребенка обратно.
Перемещение и удержание являются взаимоисключающими понятиями. Законное перемещение ребенка может превратиться в незаконное удержание, однако незаконное перемещение ни при каких обстоятельствах не может стать незаконным удержанием.
Право опеки – специфический правовой термин, не идентичный соответствующему понятию в российском законодательстве.
Под ним Конвенция понимает совокупность прав родителя, относящихся к заботе о личности ребенка, и, в частности, право определять место жительства ребенка. Определение данного понятия, как видно, носит оценочный характер, но суть вполне ясна – правом опеки обладает тот родитель, с которым постоянно или преимущественно проживает родитель и который проявляет необходимый уровень заботы о ребенке. Последнее, как видно, весьма важно для того, чтобы обоснованно заявлять об эффективном осуществлении данного права на территории РФ как государства постоянного проживания ребенка.
Какого-либо внутринационального законодательства, которое бы развивало нормы Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, в РФ не имеется. Это означает, что ее применение в российских судах может и должно быть сопряжено с применением норм семейного законодательства, которое дает достаточные возможности для защиты прав родителя, у которого похищен ребенок.
В конце 2019 г., а именно: 18.10.2019 г., Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел о возвращении ребенка на основании Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25.10.1980 г., но он касается обратной ситуации, когда в российский суд обращается родитель ребенка, ввезенного в РФ из другого государства…
Кузнецов Евгений Алексеевич |
У вас есть свое мнение, вопрос или вам нужен совет адвоката по теме этой публикации?
Напишите в комментариях!
Изложите кратко обстоятельства, в связи с которыми хотите получить совет адвоката, и задайте свой вопрос.
Записаться на консультацию ›› Получить консультацию по e-mail ››Просим учесть, что полноценной консультации с подробным разъяснением всех возможных путей решения проблемы вы таким образом получить не сможете, т.к. для ее подготовки требуется время, необходимое для соотнесения той или иной ситуации с нормами действующего законодательства, ее регулирующей, а адвокат достаточно занят, чтобы отвечать на все поступающие вопросы в том объеме, в котором бы хотелось обратившемуся.
Обратите также внимание на то, что ответы на вопросы Евгений Алексеевич дает по своему усмотрению, и направлены они на информирование в общем виде, как поступить в той или иной ситуации. Детальное изучение сложных по своему содержанию ситуаций в этом формате невозможно.
А для того, чтобы гарантировано получить подробный мотивированный ответ на все свои вопросы с детальным изучением обстоятельств вашего дела/ситуации воспользуйтесь полноценной консультацией адвоката.