В связи с внесением в 2010 г. изменений в ст. 66 Земельного кодекса РФ с 2011 г. ч. 3 указанной статьи гласит, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Это означает, что органам власти никаких проблем не составляет, пользуясь законодательством в сфере оценочной деятельности, провести такую оценку рыночной стоимости земли, и на данном основании резко поднять ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Тем не менее, законодательство позволяет хозяйствующим субъектам возражать против резкого повышения арендных ставок.
Обосновать такую позицию (на примере законодательства г. Москвы) можно следующим образом.
В статьях 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации прописаны условия и критерии взимания арендной платы за землю. Так, положениями вышеуказанных норм предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством г. Москвы.
В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» ежегодная арендная плата за земельный участок должна быть равна 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Вместе с тем, постановлением Правительства г. Москвы от 04.12.2007 г. № 1046-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы» в целях недопущения резкого роста земельных платежей в связи с изменением кадастровой стоимости с 1 января 2008 г. установлено, что в случае, если кадастровая стоимость земельных участков, переданных в аренду по состоянию на 1 января 2008 г. и для которых арендная плата установлена в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» увеличится более чем на 10 %, действующие размеры арендной платы за землю применяются в 2011 году с коэффициентом 1.46 по отношению к размеру арендной платы за землю, установленному на 2007 г.
И лишь в случае достижения арендной платой размера, соответствующего установленной договором аренды земельного участка ставке арендной платы, указанные коэффициенты перестают применяться.
П. 2 Постановления Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» предусмотрено применение ставок арендной платы согласно приложению 1 (от величины кадастровой стоимости) к договорам аренды земельных участков и дополнительным соглашениям к ним в случае их заключения с 1 июля 2006 г.
Следовательно, порядок определения арендной платы за земельные участки полностью подпадает под действие положений Постановления Правительства г. Москвы от 04.12.2007 г. № 1046-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы».
Таким образом, положения, установленные постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. № 273-ПП, в части, касающейся установления ставок арендной платы за землю в городе Москве, без учета требований постановления Правительства Москвы от 4.12.2007 г. № 1046-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы» в части коэффициентов увеличения размера арендной платы, применению не подлежат, поскольку в этом случае права арендаторов земельных участков будут ущемляться по сравнению с действующим законодательством, что прямо вытекает их положений ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ об обязательном соответствии условий договора императивным нормам.
Именно такая позиция находит отражение и в сложившейся судебно–арбитражной практике.
Кузнецов Евгений Алексеевич |
У вас есть свое мнение, вопрос или вам нужен совет адвоката по теме этой публикации?
Напишите в комментариях!
Изложите кратко обстоятельства, в связи с которыми хотите получить совет адвоката, и задайте свой вопрос.
Записаться на консультацию ›› Получить консультацию по e-mail ››Просим учесть, что полноценной консультации с подробным разъяснением всех возможных путей решения проблемы вы таким образом получить не сможете, т.к. для ее подготовки требуется время, необходимое для соотнесения той или иной ситуации с нормами действующего законодательства, ее регулирующей, а адвокат достаточно занят, чтобы отвечать на все поступающие вопросы в том объеме, в котором бы хотелось обратившемуся.
Обратите также внимание на то, что ответы на вопросы Евгений Алексеевич дает по своему усмотрению, и направлены они на информирование в общем виде, как поступить в той или иной ситуации. Детальное изучение сложных по своему содержанию ситуаций в этом формате невозможно.
А для того, чтобы гарантировано получить подробный мотивированный ответ на все свои вопросы с детальным изучением обстоятельств вашего дела/ситуации воспользуйтесь полноценной консультацией адвоката.