Режим «ХЗ»
В свете происходящих событий, в обывательском представлении описываемых термином «карантин», необходимо проанализировать их с правовой точки зрения.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 внесены изменения в перечень заболеваний, представляющий опасность для окружающих, утвержденный, в свою очередь, постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715, указанный перечень дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV). Всего в данном перечне 16 видов болезней (на первом месте, например, болезнь, вызванная ВИЧ, также в нем гепатит В и С, туберкулез…).
Является ли распространение коронавирусной инфекции основанием для введения карантина?
Сначала нужно разобраться с определением понятия данного термина.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» карантин – это ограничительные мероприятия, которые вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу ч. 2 указанной статьи карантин вводится (равно как и отменяется) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
То есть карантин на федеральном уровне можно ввести только на основании решения Правительства Российской Федерации. Такого решения на сегодняшний день не существует (равно как не существует официального введенного решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации карантина на региональном уровне).
Каковы же основания для введения карантина?
Ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливается перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
Относительно иных нормативных актов Российской Федерации ничего не известно (судя по всему, таковых не принято), а вот перечень инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, имеется и является он приложением № 1 к постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 г. № 3 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08» (вместе с «СП 3.4.2318-08. Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила»), и в данный документ никаких изменений в связи с появлением новой инфекции не внесено.
Таким образом, получается, что юридических оснований для введения карантина формально нет.
Так какой же режим действует сегодня на территории Российской Федерации?
Так, указом Мэра города Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ в соответствии с п. п. «б» п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории города Москвы введен режим повышенной готовности, предусматривающий запреты, ограничения и иные требования, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности.
В Московской области аналогичный режим введен постановлением Губернатора от 12.03.2020 г. № 108-ПГ.
Очевидно, что и в других регионах России режим тот же.
Каковы же правовые последствия введения указанного режима?
Как выяснилось, в этом отношении в законодательстве определенный пробел, поскольку и упомянутый Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и региональное законодательство, в основном, прописывает порядок действия органов управления и принимаемые меры в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а не в случае режима повышенной готовности к ней.
Так, п. «б» п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» говорит всего лишь о том, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Тем не менее, если есть режим повышенной готовности, то он должен быть описан в законодательстве или хотя бы в подзаконных актах.
Пока же приходится констатировать, что режим носит весьма неопределенный характер, в то время как конкретные ограничения в отношении граждан и предприятий очень даже определены и только ширятся.
Казалось бы, почему не ввести режим чрезвычайной ситуации с целью ее ликвидации, коль скоро такая ситуация, очевидно, возникла?
Объяснение есть.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайной ситуации имеют ряд прав, в частности, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, весьма сомнительно, что при существующем правоприменении есть основания рассчитывать на то, что в судебном порядке можно возместить тот вред, причиненный введением принятых мер, в результате которых значительное число граждан и предпринимателей рискуют остаться без средств к существованию.
Существует мнение, что сейчас необходимо ввести даже не режим чрезвычайной ситуации, а чрезвычайное положение.
Очевидно, что это мнение несведущих людей.
Действительно, п. «б» ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» к обстоятельствам, наличие которых требует введения чрезвычайного положения, относит чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Однако мало кто догадывается, что в соответствии с указанным федеральным конституционным законом на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
- а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
- б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
- в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
- г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
- е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
- ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
- з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
- и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
- к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Кроме того, на территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
При авторитарном политическом режиме введение чрезвычайного положения может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Кузнецов Евгений Алексеевич |
У вас есть свое мнение, вопрос или вам нужен совет адвоката по теме этой публикации?
Напишите в комментариях!
Изложите кратко обстоятельства, в связи с которыми хотите получить совет адвоката, и задайте свой вопрос.
Записаться на консультацию ›› Получить консультацию по e-mail ››Просим учесть, что полноценной консультации с подробным разъяснением всех возможных путей решения проблемы вы таким образом получить не сможете, т.к. для ее подготовки требуется время, необходимое для соотнесения той или иной ситуации с нормами действующего законодательства, ее регулирующей, а адвокат достаточно занят, чтобы отвечать на все поступающие вопросы в том объеме, в котором бы хотелось обратившемуся.
Обратите также внимание на то, что ответы на вопросы Евгений Алексеевич дает по своему усмотрению, и направлены они на информирование в общем виде, как поступить в той или иной ситуации. Детальное изучение сложных по своему содержанию ситуаций в этом формате невозможно.
А для того, чтобы гарантировано получить подробный мотивированный ответ на все свои вопросы с детальным изучением обстоятельств вашего дела/ситуации воспользуйтесь полноценной консультацией адвоката.